Электровелосипед своими руками

2011-09-10 11:03

Ответ довольно таки прост. Была решена основная проблема, с которой сталкивались конструкторы электротранспорта – появились относительно компактные, емкие и легкие батареи. Так же значительно уменьшилось время зарядки. Собственно это и было основным камнем преткновения, так как все остальные части были уже разработаны и обкатаны.

Теперь немного технических характеристик:

  • за основу берется обычный велосипед
  • электромотор с напряжением в 48В и мощность 380Вт
  • батарея на 48В с силой тока 10A
  • предположительная скорость по ровной дороге 35-40 км/ч
  • рассчитываемая дальность поездки около 20-30 км по легкой трассе, городу
  • полная зарядка – за 2 часа

Где купить?

Все элементы можно купить через eBay. Ключевые слова для поиска комплектов – «ebike», «kit», «Motor Conversion», «LiFePO4». Приблизительная стоимость на время написания статьи была около 620$ USD. Приобретаются сразу два комплекта – KIT и батарея. KIT состоит из уже укомплектованного колеса, рукоятки газа, контроллера, рукояток тормоза, датчика для педалей, кнопки звукового сигнала, фары с замком, сумки для батареи.

Немного о мощности

Батарея и зарядное устройство к ней являются второй важной частью комплекта. Комплекты бывают на 12, 24, 36 и 48 вольт и мощностью в 250, 380, 500 и 1000 ватт. Батарею стоит выбирать соответственно напряжению ведущего мотора. Но есть один нюанс – не стоит гнаться за мощностью. 380W для ровной и холмистой местности будет вполне достаточно. Просто, при увеличении мощности, прирост в скорости будет незначительный. Повысится только тяга мотора. Это означает, что под горку он будет тянуть получше.
Был выбрал 48-вольтный мотор и батарея с силой тока около 10A/час, а это 25 км и 8кг веса. Если купить 20A/час, соответственно будет около 50 км пробега при весе батареи 16 кг. Вы можете сами определиться, стоит вам докидывать к весу еще 4-8кг если вы не планируете далекие поездки.
Мотор

Блок колеса с мотором уже собран и укомплектован. Покрышку с камерой вам придется покупать отдельно, так как колесо идет без них. Диаметр колеса-мотора берется такой же, как и на вашем велосипеде. Самый распространенный диаметр – это 26 дюймов. Если вы точно не знаете свой диаметр, стоит посмотреть надписи на ободе или на покрышке.

Для того чтоб колесо вращалось в нужную сторону, при монтаже провод должен выходить слева. Так же вторая незадокументированная опасность – это провода, которые выходят с мотора. Это три толстых провода и несколько тонких. Так, как первым белом после монтировки человек крутанет колесо, или же оно само может провернутся. При обороте колеса мотор превращается в генератор и вырабатывает электричество и между толстым силовым и тонким проводами проскакивает искра, горит датчик – и все пропало, покатались. Поэтому сразу после извлечения из упаковки, провода обматывают изолентой и не снимают до самого монтажа к контроллеру.
Стоит так же уделить внимание плотности посадки колеса на вилку. Оно должно сидеть без люфтов. Если у вас легкая алюминиевая передняя вилка, стоит выбирать заднее мотор-колесо так, как колесо мощностью в киловатт может с легкостью выломать крепежи с вилки. Так, как передняя вилка рассчитана на нагрузки вверх и вниз, а мотор-колесо тянет вперед и по кругу. А вот заднее колесо дает более естественную нагрузку, не отличающуюся от педалирования.

Контроллер

Контроллер представляет собой небольшую коробочку с проводами и крепежами. Особых проблем с ним не должно быть. Осталось только найди подходящее место на раме (прекрасно подходят крепежи для фляги). Еще стоит помнить, что в некоторых странах есть ограничение на скорость. Поэтому некоторые контролеры имеют специальные блокираторы, которые не дадут разогнаться колесу больше чем 25 км/час. Конструктивно, это в основном проводок, который нужно просто разомкнуть.

Управление

Во-первых, меняются тормозные ручки. В них будут находиться контакты, которые при торможении отключают мотор. Это нужно, чтоб не сжечь тормоза и мотор.
Во-вторых, нужно установить рукоять газа.
В-третьих, монтируется фара. В фаре находится замок зажигания и звуковой сигнал. Ключ заменяет выключатель питания. Вытащить ключ из «фары» не выключив велосипед не получится. После монтажа оборудования велосипед становится довольно таки тяжелым. Педальный ход тоже весьма-весьма непрост. Так что просто запрыгнуть на него и укатить будет проблематично. Благодаря такому свойству, можно особо не напрягаться, когда оставляете велосипед на пару минут, можно даже не пристегивать его замком.
Так же на фаре есть несколько светодиодов, индикаторов степени разрядки батареи. Возможно для свинцовых батарей он работает корректно, но на LiFePO4 батареи это не распространяется. Сначала индикатор показывает полны заряд, а потом резко показывает, что батарея разряжена. Есть еще один недостаток - светодиоды суперлайт и они просто слепят ночью глаза.
Насчет датчиков на педали. Они служат для замены рукояти газа. Когда вы начинаете крутить педали, включается мотор, который помогает в езде. Насчет удобности неизвестно, явно для экономии батареи.

Батарея

Батарея была выбрана из разновидности литиевых элементов - LiFePO4. У нее много преимуществ – довольно таки дешевая, не взрывается при зарядке, очень хорошо отдает пиковые токи, довольно короткое время зарядки, имеет около 1500 циклов заряд-разряд. Такой тип батарей на рынке относительно недавно и еще малоизвестна.
Кроме самой батареи, имеется так же плата-балансир зарядки. Она позволяет заряжать батарею по частям и балансировать напряжение между элементами батареи.
Полный заряд выбранной батареи занимает около двух часов. Сама зарядка для нее легкая, небольшая. Ее можно кинуть в рюкзак, что даст возможность заряжаться везде, где есть розетка.
Так почему была выбрана именно LiFePO4 и почему не кислотно-свинцовые аккумуляторы? Все очень просто – аналогичный по параметрам аккумулятор будет весить около 20 кг. Так же придется повозится с электролитами и зарядкой. Очень малое количество циклов заряд-разряд – всего пару сотен. Ну и сэкономить на таких батареях особо не получится.

Напоследок

Впечатлений вовремя использования такого электровелосипеда просто потрясающие. Мотор работает бесшумно, слышно легкое жужжание, которое после 5 мин езды даже не замечается. Движение равномерное, без рывков. По асфальту ход мягкий. Батареи хватает надолго. По полям и пересеченной местности электровелосипед тянет просто отлично, правда батарея садится быстро. Так же очень хорошим плюсом является отсутствие бензина, масла и всего дурнопахнущего, что позволяет парковать нашего коня прямо в квартире или доме.

Последние новости
25/08/2011
Мы в Интернете

Вот и настал момент когда домен зарегистрирован, хостинг оплачен, заливка закончена. По прошествии... далее >>

17/08/2011
Старт

Наконец то ресурс вышел на уровень бета-тестирования. Доступны стать и фотогалерея. Ведется работа... далее >>